Главная » Статьи » Притчи |
В категории материалов: 22 Показано материалов: 21-22 |
Страницы: « 1 2 3 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Справедливость Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил: — Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость. — А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример. — Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо? Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!..... |
Притча о справедливости, о добре и зле…
«Разговор Сократа»
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его: — «Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?»
— «Конечно, знаю, не хуже всякого другого».
— «А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство — это справедливо?»
— «Конечно, несправедливо!»
— «Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?»
— «Нет, пожалуй что, справедливо».
— «А если он будет грабить и разорять их землю?»
— «Тоже справедливо».
— «А если будет обманывать их военными хитростями?»
— «Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство — это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо».
«Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, — такая ложь будет несправедливой?»
— «Нет, пожалуй что, справедливой».
— «А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, — такой обман будет несправедливым?»
— «Нет, тоже справедливым».
— «А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, — что сказать о таком воровстве?»
— «И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство — это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло». «Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?»
— «Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен». — «Так что же это такое?»...... |