Эссэ "Моя педагогическая философия"
Жажда познания - вот девиз сегодняшнего дня. Только в том случае, когда человек стремиться познать неизведанное, примерить на себя и найти пути применения новых знаний в жизни, он сможет добиться успеха и желаемых результатов. Ведь только знания, полученные собственным трудом, обоснованные осознанным выбором способны дать ребенку уверенность в собственной значимости и определения во взрослой самостоятельной жизни.
Для меня, как педагога, важно чтобы ученик состоялся как личность, что бы он осознал - кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, что хочет и что может. Главное в воспитании сегодняшнего школьника предоставить ему в зависимости от его возможностей и предпочтений такой спектр образовательной деятельности, в которой он будет успешным, значимым, самодостаточным, самоутвержденным. Так как в основе того, ради чего мы все взрослые существуем, ради чего я выбрала профессию учителя и состоялась как педагог, лежит самая важная ценность - это ребенок.
За время практики и первых лет работы после окончания учебы я сформулировала для себя еще одну ценность педагогической деятельности - это ценность личности и индивидуальности ребенка. Для меня близко высказывание «иерусалимского философа» Мартина Бубера из книги «Я и Ты»: «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я такова». Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями. Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей» Мы, педагоги, имеем дело одновременно и с тем и с другим в одном человеке. Анализируя и думая о своей работе, я все чаще прихожу к выводу, что педагогу легче принять ребенка как личность, нежели принять ребенка как индивидуальность, ибо признание его индивидуальности означает признание его равноправия, принятие его субъектности. Чтобы личность ребенка развивалась, а индивидуальность проявлялась, необходимы специальные усилия, направленные, с одной стороны, на создание условий, способствующих развитию, а с другой, условий, устраняющих препятствия процесса развития. В психолого-педагогических исследованиях определенное место уделено описанию факторов, которые стимулируют процесс развития личности ребенка. Главным фактором, который стимулирует этот процесс, Лев Семенович Выгодский считает эмоциональную стабильность его жизни и, прежде всего, жизни в школе, в классе, в детских сообществах. Не менее важно понимать, какие факторы тормозят процесс развития личности ребенка. Речь в первую очередь идет о страхе. Именно страх рождает у ребенка чувство неуверенности в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия. Тормозом развития, нередко становятся пережитые детьми несправедливые обвинения взрослых в прегрешениях, которых они не совершали или совершали нечаянно. Пережитые, нередко очень болезненно, чувства вины и стыда оставляют в душе детей след на долгие годы, мешая им чувствовать себя счастливыми. Период работы в начальной школе в моей жизни ознаменован появлением и принятием ценности детства. Идея самоценности детства – одна из ведущих идей гуманистической педагогики. Ее суть заключается в том, что детство – это не подготовка ребенка к взрослой жизни, а сама жизнь. Различные позиции воспитателя и воспитанника приводят их к неизбежному конфликту. Конфликты тормозят процесс развития ребенка, так как разрушают главное условие развития - эмоциональную стабильность бытия. Совершенно особое место в перечне ценностей занимает образовательное учреждение. На мой взгляд, школа это не место (здание), куда приходят дети, чтобы получить определенную сумму знаний, умений и навыков и педагоги, чтобы выдать учебный материал и проверить домашнее задание. Это пространство и время жизни детей и взрослых для совместного осуществления определенной деятельности в интересах ребенка.
Новой вехой в формировании моей профессиональной педагогической позиции стали курсы повышения квалификации в ЧИППКРО. Жизнь подарила приятные встречи с увлеченными своей профессией и горящими новыми идеями, людьми. Эти встречи дали толчок к появлению новых ценностей. Тесное общение с методистом УО АМР Шапашниковой Лидией Константиновной, с моим научным руководителем Ткаченко Светланой Григорьевной и преподавателями ЧГПУ Дорожко Ириной Николаевной и Коваль Натальей Ивановной привели к тому, что еще одной из важнейших ценностей моей педагогической деятельности стали права ребенка. Право ребенка на уважение занимает особое место среди остальных прав ребенка. Никому не удалось написать о правах ребенка лучше, чем написал замечательный польский педагог Януш Корчак: «Если педагог действительно уважает ребенка, то он признает за ребенком право на ошибку, на тайну, на игру, на собственность, на скрытие от других людей плохого в себе и, напротив, на активное проявление, показ, демонстрацию перед другими людьми своих лучших качеств и способностей». Каждое из перечисленных прав может стать точкой отсчета в индивидуальной программе развития ребенка.
А насколько талантливы сегодня современные дети! Я согласна с мнением К. Ветцеля, что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины». Ведь строительный материал, над которым работаем мы, учителя, это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя особенные свойства этого материала, мы придаем ему совершенную форму, указываем направление движения для роста и развития. Так человеческий дух становится более стойким. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя – видеть, как под твоим началом идет человек в рост, стремится к познанию огромного мира, под названием жизнь.
И основа такого «образовательного поведения маленького искателя» может быть заложена только в школе. Достичь подобной цели позволяет компетентностный подход, который предполагает формирование у школьников сквозных компетенций, позволяющих успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость. Задачи такого образования были выработаны Комиссией ЮНЕСКО и поставлены перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих знания и общество, требований развития, устремлений каждого отдельного человека, которые отражены в свете новых ФГОС НОО: учить учиться и пользоваться знаниями.
И сейчас, на мой взгляд, основная роль педагога - сделать образование личностно значимым для ребенка, помогающим ему самоопределиться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоках знаний и информации.
В основе моей жизни – любовь.
В основе моей философии – творчество.
В основе моих жизненных принципов – свобода, свобода выбора.
И я выбираю самопознание, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование.
В основе моего пребывания в этом мире, в этом пространстве и в этом времени – гармония, согласие, лад.
Я с этим временем, я в этом времени.
В основе моей философии – творчество.
В основе моих жизненных принципов – свобода, свобода выбора.
И я выбираю самопознание, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование.
В основе моего пребывания в этом мире, в этом пространстве и в этом времени – гармония, согласие, лад.
Я с этим временем, я в этом времени.